г. Екатеринбург

ул. Пушкина10,

офис  501а

тел./факс: (343) 371-18-46,

E-mail: stoprofavtodor@mail.ru

Skype: Olga Solovyeva

Наша сила в единстве!

Историческая справка

История областной профсоюзной организации неотделима от истории всего нашего общества. Профсоюз прошел трудный путь становления, испытав на себе в полной мере последствия подъемов и отступлений, побед, неудач, все то, чем богата история нашей страны.

 

По архивным данным Сводной таблицы деятельности профессиональных союзов Екатерибургской губернии 1920 года Союз рабочих транспорта насчитывал 120 человек -  возчики, счетоводы, весовщики, кассиры, артельщики, рабочие, занятые работами по заготовке и работающие на зерноскладах и самая влиятельная и активная часть транспортных рабочих – грузчики.

 

Основные хозяйства местного транспорта, рабочие которых были объединены в Союзе транспортных рабочих, представляли собой многочисленные разрозненные мелкие частновладельческие обозы, бесчисленные погрузочно-разгрузочные организации, а также разбросанный по многим ведомствам автомобильный транспорт.

 

В городе Екатеринбурге пассажирское движение было открыто 1 мая 1913 года, ходил один автобус, но из-за плохих дорог регулярного движения в городе не было, затем было только летнее расписание.

 

Начиная с 1920 года, со 2-го Всероссийского съезда транспортников профсоюз ставил перед правительством России вопрос об объединении и регулировании хозяйств местного транспорта , и в середине 1921 года ВЦИК и Совнарком приняли декрет о государственной организации местного транспорта, проект которого был подготовлен ЦК профсоюза.

 

Начало регулярного автобусного движения в г. Свердловске – 1924 год, почти одновременно с открытием автобусных линий в г. Москве, Ленинграде.

 

В 1926 году Союз рабочих транспорта переименован в Уральский областной отдел профсоюза шоферов, куда входили отделения профсоюза: Пермское, Тюменское, Челябинское, Златоустовское, Ишимское, Тагильское, Курганское.

 
Двадцатые годы для профсоюза транспортных рабочих стали годами становления профсоюзной работы.
 
Профсоюз вплотную занимается вопросами оплаты труда, тарифов, заключения коллективных договоров, охраны труда, культурного обслуживания своих членов профсоюза, и одним из основных направлений работы в то время была борьба с неграмотностью.
 
И работа дала свои результаты. Если в 1921 году среди общей массы транспортных рабочих было 43 % неграмотных, то в 1924 году их стало только 8 %.
 

В 1933 году в профсоюз вошли авиаработники и он стал называться «Уралобком союза шоферов и авиаработников»

 

Тридцатые годы были очень трудными для профсоюзов. Сохранилось очень мало документов тех лет. В 1933 году была прекращена практика заключения коллективных договоров, массовые репрессии нанесли большой вред профсоюзному движению. В течении 17 лет по апрель 1949 года не проводились съезды профсоюзов СССР. И эти факты нельзя вычеркнуть из истории профсоюза.

 

Однако славных страниц в истории профсоюза значительно больше и нам есть чем гордиться.

 

Во время Великой Отечественной войныпрофсоюзные организации транспортников подчинили свою деятельность одной цели – мобилизации сил на борьбу с врагом. Профсоюз занимался подготовкой лыжников и медсестер, собирал посылки для бойцов, деньги для нужд фронта, поддерживал семьи ушедших на фронт и многое другое.

 

В 1947 году возобновляется заключение коллективных договоров. Развертывается соревнование водителей за увеличение межремонтного пробега.   Повышение эффективности использования автомобилей, рост автопарка общего пользования позволили увеличить перевозки грузов в 1950 году по сравнению с 1940 г. в 3 раза, удвоились пассажирские перевозки автобусами и таксомоторами.

 

В 1953 году в профсоюз вошли дорожные организации, имеющие свои богатые традиции и профсоюз стал называться Профсоюзом рабочих автомобильного транспорта и шоссейных дорог.

 

В 1957 годупрофсоюз объединяется с профсоюзом работников связи.

 

Начиная с 1959 года профсоюзом проводится большая работа по переводу рабочих и служащих на 7-часовой рабочий день и упорядочению заработнойплаты, были пересмотрены тарифно-квалификационные справочники, нормы выработки. За 1959 - 1961 годы заработная плата у автомобилистов и дорожников возросла на 25 %. 

   

В январе 1968 годав связи с принятием решения о создании отдельного профсоюза работников связи, профсоюз вновь стал называться рабочих автомобильного транспорта и шоссейных дорог.

 

Следующий этап в деятельности профсоюза – это решение насущных жизненных проблем трудящихся : материальное благосостояние, охрана труда и здоровья, организация отдыха и обеспечение жильем.

 

В семидесятые-восьмидесятые годы создана материальная база социальнойсферы автомобилистов и дорожников.

Члены профсоюза работников автомобильного транспорта и дорожного хозяйства Свердловской области имели в своем распоряжении санаторий-профилакторий, 6 загородных пионерских лагерей, где ежегодно оздоравливались более 2 тысяч детей,  30 баз отдыха, 20 здравпунктов, работало  12  клубов   и    8   библиотек,   из   руин    совместными усилиями автопредприятий отстроен Дом культуры «Автомобилист» на 300 мест с кинозалом, работало много детских кружков, Клуб любителей кино.

 

Большинство автопредприятий имело подсобные хозяйства,  спортивные сооружения и площадки. Хоккейная команда «Автомобилист» города Свердловска получила широкую известность в большом спорте. В Свердловской области  издавалась многотиражная газета «В путь», где освещалась работа предприятий автомобильного транспорта области.

 

Но, к сожалению, в 90-х годах кризис в стране, резкий спад производства, смена собственности, социально-экономические трудности привели к  дестабилизации работы предприятий, сокращению численности работающих, снижению их жизненного уровня.

 

Первой зримой демонстрацией силы и единства профсоюза к пассивной позиции федерального правительства по отношению к отраслям автомобильного транспорта и дорожного хозяйства стали коллективные действия членских организаций в мае 1992 года.

 

Своими решительными действиями профсоюз заставил кабинет министров сесть за стол переговоров  и принять соответствующее постановление о государственной поддержке автомобилистов и дорожников.

 

Этим было положено начало социальному партнерству профсоюза с правительством.

 

С 1992 годазаключаются Отраслевые тарифные соглашения по автомобильному транспорту и дорожному хозяйству, в основу Соглашений положены вопросы заработной платы, ежеквартальной индексации минимальной тарифной ставки рабочего 1 разряда. Отраслевые тарифные соглашения берутся профсоюзными организациями за основу при заключении коллективных договоров на предприятиях.

 

Профсоюз неоднократно выражал свое принципиальное отношение к захлестнувшему страну «дикому капитализму», защищая предприятия транспортной и дорожной отраслей от незаконной приватизации, стремился защитить трудовые коллективы, каждого труженика от негативных последствий «шоковой терапии».

Благодаря настойчивости профсоюза были приняты решения об установлении пенсий на льготных условиях водителям городского пассажирского транспорта, водителей автомобилей на транспортировке горной массы, машинистов, укладчиков асфальтобетона, вулканизаторщиков, маляров, аккумуляторщиков. варильщиков битума, битумщиков, машинистов автогудронатора.

 

По требованию профсоюза увеличен до 4-го диапазон разрядов тарифно-квалификационной характеристики профессии «Кондуктор», т.е. повышена заработная плата кондукторам.

 

При участии Профсоюза разработан и утвержден Перечень минимума необходимых работ (услуг) в период проведения забастовки на предприятиях автотранспорта и дорожного хозяйства,  Положение о рабочем времени и времени отдыха водителей автомобилей.

 

В связи с критическим положением на транспорте и в дорожном хозяйстве Профсоюз неоднократно обращался к Президенту России, Госдуму и Совет Федерации, проводились ежегодно, начиная с 2000 года акции протеста профсоюза против задержек выплаты заработной платы, попыток ликвидации дорожных фондов и социальных льгот, роста цен на топливо, выдвигались требования  принятия законодательной базы и стабилизации работы отраслей.  В том, что проблемы транспортников и дорожников остро ставятся и находятся какие-то их решения как на федеральном, так и на уровне Свердловской области, есть и заслуга областной профсоюзной организации.

 

В последние несколько лет изменение форм собственности и принципов управления, преобразования в отраслях отразились на жизнедеятельности профсоюзных организаций. Некоторые из них не смогли отстоять свое право на деятельность и в результате были ликвидированы. В ходе перестройки отраслей в Свердловской области количество профсоюзных организаций с 60 сократилось до 46. Численность членов профсоюза сократилась на 6 %.

 

В 2003 году в Свердловскую территориальную организацию перешли из профсоюза работников жилищно-коммунального хозяйства  6 первичных профсоюзных организаций ЕМУП «Трамвайно-троллейбусное управление» с численностью членов профсоюза более 4000 человек.

 

В нынешних условиях резких социальных изменений профсоюз испытывает огромные трудности в работе, как никогда остро стоит вопрос о роли профсоюза, его авторитете. Необходим продуктивный подход к современным кризисным процессам – рассматривать кризис с точки зрения новых возможностей развития профсоюзного  движения, способствующего новому имиджу профсоюза в обществе,  усилению популярности профсоюза у работников и агитации за вступление в профсоюзные ряды. 

Поле профсоюзных работ – это сама жизнь человека со всеми его радостями и заботами. Поэтому проведение активной социальной политики, защита интересов трудящихся для профессионального союза – дело первостепенной важности. Профсоюзные организации автомобильного, городского электрического транспорта и дорожного хозяйства должны проявить организованность, сплоченность, активность своих действий по защите законных прав  членов профсоюза. Без активного участия каждого из нас в жизни коллектива предприятия, отрасли трудно рассчитывать на желаемые результаты.


Календарь < >
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс